Dragon V2 | |
![]() Dragon V2 на церемонии представления | |
Общие данные | |
---|---|
Разработчик |
![]() |
Производитель |
![]() |
Страна |
![]() |
Назначение | пассажирский |
Задачи | доставка астронавтов на/с МКС |
Орбита | Низкая опорная орбита |
Экипаж | до 7 человек |
Производство и эксплуатация | |
Статус | разрабатывается |
Первый запуск |
январь 2019 (без экипажа) июнь 2019 (с экипажем)[1] |
Ракета-носитель | Falcon 9 |
Стартовая площадка | LC-39A, Космический центр Кеннеди |
Типичная конфигурация | |
Сухая масса | 6400 кг |
Двигатель | 8 SuperDraco |
Двигатели коррекции орбиты | 16 Draco |
Топливо | ММГ/N2O4 |
Габариты | |
Высота | 8,1 м |
Диаметр | 3,66 м |
Полезный объём | 11 m3 (герметичный) |
![]() |
![]() | |
![]() |
![]() |
---|---|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Dragon V2 (также известный как Dragon 2 и Crew Dragon) — усовершенствованная пилотируемая версия частного многоразового космического корабля Dragon компании SpaceX, разработанная по заказу НАСА в рамках программы Commercial Crew Development (CCDev)[2][3], предназначенная для доставки экипажа из 7 человек на Международную космическую станцию и возвращения их на Землю.
Как и предыдущая версия, Dragon 2 будет выводиться на орбиту ракетой-носителем Falcon 9 со стартового комплекса LC-39A в Космическом центре Кеннеди.
Грузовой вариант корабля Dragon 2 будет использоваться для доставки грузов на МКС, начиная со второй фазы программы снабжения Commercial Resupply Services, заменив используемый в первой фазе программы грузовой корабль Dragon 1. Грузовая и пилотируемая версии Dragon 2 почти идентичны, за исключением специальных технических средств, добавленных в пилотируемую версию: системы аварийного спасения, системы жизнеобеспечения, информационных дисплеев и органов управления, позволяющих пилоту при необходимости использовать ручное управление[4].
Впервые корабль представлен 30 мая 2014 года Илоном Маском[5].
16 сентября 2014 года компания SpaceX с тандемом Dragon V2 и Falcon 9 стала одним из двух победителей конкурса в рамках подпрограммы Commercial Crew Transportation Capability (CCtCap) и получила контракт от NASA на сумму 2,6 миллиарда долларов США для завершения разработки корабля и его сертификации для полётов к МКС[6]. Контракт включает в себя до шести (2 гарантированные) коммерческих полётов по смене экипажа МКС с 4 астронавтами на борту[7].
На данный момент первый демонстрационный беспилотный запуск запланирован на январь 2019 года, пилотируемый — на июнь 2019 года[1].
28 февраля 2017 года компания объявила, что собирается использовать Dragon V2 для туристических полётов с облётом Луны. Первый полёт с двумя туристами на борту планировался на конец 2018 года, ожидалось, что на транслунную орбиту корабль будет выводиться ракетой-носителем Falcon Heavy[8]. В феврале 2018 года SpaceX отказалась от сертификации Falcon Heavy для пилотируемых полётов в пользу многоразовой системы BFR[9].
Dragon V2 представляет собой усовершенствованную пилотируемую версию многоразового аппарата Dragon, которая позволит экипажу добираться до МКС и возвращаться на Землю с полным управлением приземлением. В капсуле Dragon V2 одновременно смогут находиться до семи астронавтов, в версии, представленной в сентябре 2015 года, было 5 кресел[10]. В отличие от грузовой версии, он будет стыковаться с МКС самостоятельно, без использования манипулятора станции. Стоимость полёта в расчёте на одного космонавта будет составлять 20 млн долларов[5].
Первоначально в мае 2014 года предполагалась управляемая посадка на двигателях (парашютная схема в качестве резерва), опоры для мягкой посадки[11]. По словам разработчиков, благодаря двигателям SuperDraco аппарат способен приземляться практически в любом месте с точностью вертолёта[5], а возможность управляемой посадки сохраняется при отказе 2 из 8 двигателей[12]. В случае отказа двигателей посадка выполняется на парашютах. SuperDraco являются первыми двигателями в космической промышленности, изготовление которых возможно по технологии 3D-печати[12]. В дальнейшем было принято решение, что в первых полётах корабль будет приземляться в океан при помощи парашютов, а посадка на землю при помощи двигателей будет использоваться в будущих полётах после завершения процесса сертификации[13][14].
Несмотря на внешнее визуальное сходство с грузовым кораблём Dragon, пассажирская версия Dragon V2 содержит массу отличий и усовершенствований, связанных, в том числе, и с повышенными техническими требованиями для кораблей с экипажем.
В отличие от распространённой, «тянущей» схемы системы аварийного спасения, состоящей из обтекателя с твердотопливным двигателем на верхушке корабля и отделяемой после выхода аппарата за пределы атмосферы (например, Аполлон, Союз, Орион), Dragon V2 будет использовать собственные двигатели SuperDraco («толкающая» схема) при возможных аварийных ситуациях. Все 8 двигателей будут включаться одновременно для максимально быстрого отдаления от аварийной ракеты-носителя. Обновлённый негерметический отсек с системой закрылков будет оставаться соединённым с капсулой для стабилизации полёта. При достижении высоты 1,5 км негерметический отсек будет отсоединён и начнётся процесс приземления космического корабля. Возможны разные варианты приземления: при помощи системы тормозных и основных парашютов или с использованием двигателей SuperDraco для управляемого приземления на посадочную площадку.
В процессе испытания системы, а также в первых испытательных полётах Dragon V2 к МКС будет использоваться вариант с использованием парашютов. Полностью управляемое приземление на двигателях SuperDraco (без использования парашютов) будет проводиться после лицензирования NASA этого процесса[13][14].
Лицензирование корабля Dragon V2 для пилотируемых полётов к МКС в рамках программы NASA Commercial Crew Integrated Capability включает два испытания системы аварийного спасения.
![]() | |
![]() |
![]() |
---|---|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Испытание проведено 6 мая 2015 года на стартовой площадке SLC-40, мыс Канаверал. Испытуемый Dragon V2 взлетел со стенда, имитирующего верхнюю часть ракеты-носителя Falcon 9. Все 8 двигателей SuperDraco работали в течение 5,5 секунд, затем при достижении апогея в 1187 м был отсоединён грузовой отсек, через несколько секунд были выпущены 2 тормозных, а затем и 3 основных парашюта. Корабль приводнился через 99 секунд после запуска на расстоянии в 1202 м от стартовой площадки. Внутри корабля находился испытательный манекен с многочисленными датчиками, во время аварийного полёта максимальные перегрузки составили 6 g[18][19][20][21]. Dragon V2 достиг скорости 160 км/ч за 1,2 секунды, максимальная скорость составила 555 км/ч[22].
Испытание планируют провести после первого орбитального беспилотного полёта (SpaceX DM-1), ориентировочно в марте 2019 года[23]. Ранее запланированное на конец 2015 года испытание было отложено, в связи с желанием NASA и компании SpaceX испытать более актуальную версию корабля. При испытаниях системы аварийного спасения будет использован корабль, вернувшийся после испытательного орбитального полёта. Также перенесено место испытания: со стартовой площадки SLC-4-East на базе Ванденберг на стартовую площадку SLC-39A в Космическом центре Кеннеди, с которого и будут запускаться пилотируемые полёты к МКС. Таким образом, условия испытания будут максимально приближены к условиям пилотируемого запуска[24].
Испытуемый Dragon V2 будет размещён непосредственно на модифицированной первой ступени Falcon 9 с тремя двигателями без использования второй ступени. После старта ракеты-носителя и достижения ею уровня максимального аэродинамического сопротивления (приблизительно через 1,5—2 минуты после запуска) будет запущена система аварийного спасения космического корабля. Приземлится корабль также в океан, с использованием парашютов.
В мае 2014 года компания SpaceX анонсировала планируемую программу испытаний прототипа корабля (кодовое название DragonFly) с целью отработки процесса управляемого приземления с использованием двигателей SuperDraco[25]. В Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) был отправлен подробный план программы для получения соответствующих разрешений[17].
Испытания планировалось проводить на испытательном полигоне SpaceX в МакГрегоре. Программа была рассчитана на 2 года, до 30 проводимых испытаний ежегодно[17]:
В октябре 2015 испытательный образец корабля Dragon V2 был доставлен в МакГрегор. Этот же корабль использовался при испытания системы аварийного спасения (Pad Abort Test)[26].
![]() | |
![]() |
![]() (24 ноября 2015 года) |
---|
24 ноября 2015 года проведено испытание с 5-секундным зависанием корабля в воздухе, в рамках процесса сертификации системы посадки, проводимой NASA по программе Commercial Crew Program. Восемь двигателей SuperDraco работали с суммарной производимой тягой около 145 кН, 1/4 от максимальной тяги корабля[27].
№ | Название миссии | Дата (UTC) | Экипаж | Логотип | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
запуска | стыковки с МКС |
время в состыкованном состоянии с МКС |
приземления | на МКС | с МКС/ | |||
Планируемые | ||||||||
1 | SpaceX DM-1 | январь 2019[1] | — | — | ||||
Первый испытательный полёт Dragon V2 к МКС (без экипажа); планируется стыковка, 30-дневное задание, отстыковка и приземление с использованием парашютов. | ||||||||
2 | SpaceX DM-2 | июнь 2019[1] | 2 | 2 | ||||
Второй испытательный полёт Dragon V2 к МКС (с экипажем); планируется стыковка, 14-дневное задание, отстыковка и приземление с использованием парашютов. | ||||||||
Сравнение характеристик разрабатываемых пилотируемых космических кораблей (Править) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Название | Федерация | Orion | Dragon V2 | Starliner (CST-100) | |||
Разработчик | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() | |
Внешний вид | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
Многозадачность |
|
||||||
Год первого орбитального беспилотного запуска |
2022 (Союз-5)[37][29] 2024 (Ангара-А5B)[38] 2027[29] или 2028[38] (СТК) |
2014 (Delta IV Heavy) 2020 (SLS)[39] |
планируется 2019 | планируется 2019 | 2019 (LM-5B или LM-7)[40] | ||
Год первого пилотируемого полёта |
2024 (Союз-5)[37][29] 2027 (СТК)[29] |
2023 (SLS)[39] | планируется 2019 | планируется 2019 | 2022 | ||
При полёте на НОО | |||||||
Экипаж, чел. | 4[29] |
— | по контракту c НАСА — 4, + 1 турист максимальная — 7 |
по контракту с НАСА — 4 максимальная — 7 |
до 6 чел.[35][36] | ||
Стартовая масса, т | 14,4[29] | 12 | 14 | 14 | |||
Масса полезного груза в пилотируемом полете, т | 0,5[29] | ||||||
Масса полезного груза грузовой версии, т | 2 | 3,31 | |||||
Продолжительность полета в составе станции | До 365 дней[29] | До 720 дней | До 210 дней | ||||
Продолжительность автономного полета | До 30 дней[29] | До 1 недели | До 60 часов | ||||
Ракета-носитель | LM-5B[40] или LM-7 | ||||||
При полёте к к Луне | |||||||
Экипаж, чел | 4[29] | 4 | — | 3-4[35][36] | — | ||
Стартовая масса, т | 20,0[29] | 25,0 | 20 | ||||
Масса полезного груза в пилотируемом полете, т | 0,1[29] | ||||||
Продолжительность полета в составе станции | До 180 дней[29] | ||||||
Продолжительность автономного полета | До 30 дней[29] | До 21,1 дней | |||||
Ракета-носитель |